Каждый день в московском метро совершается почти 6 млн. поездок. Что наглядно демонстрирует востребованность и популярность этого вида транспорта. Его важным достоинством выступает удобная система оплаты услуг столичного метрополитена. Тема представляет большой интерес для миллионов пользователей. Поэтому целесообразно рассмотреть комплекс вопросов, непосредственно касающихся стоимости проезда в метро Москвы, более детально.
Единая тарифная зона
Ещё в сентябре 2021 года в столичном метрополитене было введено ценообразование по правилам единой тарифной зоны или ЕТЗ (на официальном сайте Мосгортранса она обозначается как зоны А и Б, объединенные в одну). В нее входит 12 столичных АО: "старая" Москва (9 в пределах МКАД) плюс Новомосковский, Троицкий и Зеленоградский. Московская область не входит в ЕТЗ. На ее территории действуют собственные тарифы, которые устанавливает региональная власть.
Для лучшего понимания принципов ценообразования на перевозки пассажиров в столице, нужно рассмотреть несколько общих вопросов о стоимости проезда в общественном транспорте Москвы. Таковым сегодня считаются не только метро (основная тема статьи), но и монорельс, МЦК (аббревиатура расшифровывается как "Московское центральное кольцо"), МЦД (аббревиатура расшифровывается как "Московские центральные диаметры") и так называемый ТАТ (комбинация наземных трамвая, автобуса и троллейбуса).
Возможность использования одного билета означает, что стоимость проезда по Москве в автобусе, троллейбусе, трамвае и т.д. по территории единой тарифной зоны равна стоимости проезда в метро. Что очень удобно для пассажиров.
Хотя в отношении наземных видов транспорта существуют и отдельные тарифы Мосгортранса (например, "Автобус-трамвай" и "Автобус"). Чуть подробнее стоит остановиться на двух сравнительно новых вида транспорта - МЦК и МЦД.
МЦК представляет собой наземный вариант столичного метро. Пассажиров перевозят электропоезда "Ласточки", комфортабельные и имеющие специально оборудованные места, на которых можно провозить велосипеды. За пересадку с обычного метро и обратно дополнительно платить не нужно, если она осуществляется в течение полутора часов.
МЦД представляет собой транспортную сеть, объединяющую метро и пригородные электропоезда. Ее тарифы делятся на три зоны: "Центральную", "Пригород" и "Дальнюю". Цена поездки на МЦД в Центральной зоне равняется стоимости проезда на метро в Москве. Для двух других зон действуют более высокие расценки.
Карта "Тройка"
Проезд в московском метрополитене оплачивается картой "Тройка" по двум основным видам тарифов/билетов - "Кошелек" или "Единый". Сначала нужно описать само платежное средство, а затем перейти непосредственно к стоимости проезда.
"Тройка" выступает главным средством оплаты услуг общественного транспорта в Москве. Она представляет собой универсальное платежное средство, удобное для получения, пополнения и практического использования. Помимо стандартного электронного пластика с обширным функционалом, применяются несколько альтернативных, включая брелоки, жетоны, вкладыши и даже виртуальную карту на смартфоне.
Настолько разнообразный ассортимент платежных инструментов предоставляет жителям и гостям столицы возможность выбрать самый подходящий и удобный. Оплата совершается с применением современной технологии NFC, обеспечивающей надежную защиту денежных средств и личной информации владельца.
Обычный вариант карты выдается в кассах, киосках и автоматах продажи проездных всех профильных транспортных организаций столицы. К их числу относятся:
- Московский метрополитен;
- МЦК;
- Мосгортранс;
- Центральная и МТ ППК (две главных компании железнодорожных пассажирских перевозок по Москве и Подмосковью).
"Тройка" в виде жетона, вкладыша и других инновационных форматах может быть получена в онлайн-магазине Московского метрополитена, а также непосредственно в метро - в одном из сувенирных магазинов или на торгово-информационных стойках сети "Живое общение".
Тариф/билет "Кошелёк"
Билет "Кошелек" приобретается с использованием транспортной карты как обычной банковской. Подключение тарифа осуществляется автоматически при пополнении "Тройки" любым доступным способом. Проще и быстрее всего сделать это с помощью сайта или приложения "Метро Москвы". Обязательным условием установки и использования программы выступает поддержки NFC.
С января текущего года стоимость проезда в Москве по "Тройке" на тарифе "Кошелек" для метро, МЦД и ТАТ составляет:
- 50 руб./поездка (на МЦД - для зоны "Центральной");
- 65 руб./поездка (на МЦД - для зоны "Пригород");
- 65 руб./поездка + 30 руб. за каждую дополнительную зону (на МЦД - для зоны "Дальняя").
Для "Центральной" в качестве дополнительного действует тариф под названием "90 минут". Он составляет 75 руб. за поездку с пересадкой в течение полутора часов на любой другой транспорт. Тариф подключается автоматически при совершении пересадки. Условия для его использования описаны ниже (в разделе статьи про пересадки).
Тариф/билет "Единый"
Применяется в двух вариантах - на определенное число поездок или срок в днях. Действует в отношении всех видов столичного транспорта на всей территории ЕТЗ (применительно к МЦД распространяется на две зоны - "Центральную" и "Пригород").
Стоимость "Единого" на поездки составляет:
- 62 руб. - 1 поездка;
- 124 руб. - 2;
- 2 730 руб. - 60 (в том числе на МЦД по "Центральной").
Первые два варианта активно используются, когда требуется разовая поездка. К примеру, туристам, проезжающим через Москву или гостям города. Третий вариант билета "Единый" подходит тем, кто пользуется транспортом регулярно.
Стоимость "Единого" (на конкретный срок) составляет:
- 285 руб. или 540 руб. - на 1 или 3 суток (включая МЦД в "Центральной" зоне);
- 2 540 руб./3 010 руб. - на 30 суток ("Центральная"/"Пригород");
- 6 150 руб./7 800 руб. - на 60 суток ("Центральная"/"Пригород");
- 19 500 руб./24 450 руб. - на год ("Центральная"/"Пригород").
Пересадки в метро и других видах транспорта
Частой проблемой при расчёте стоимости проезда по столице становится необходимость учитывать пересадку с одного вида на другой. Поэтому стоит уделить рассмотрению вопроса несколько больше времени. Так как основной темой статьи выступает цена проезда в столичном метрополитене, то начнем с него.
Когда происходит пересадка с метро и приравненных к нему видов транспорта (монорельс, МЦД и МЦК) на ТАТ (то есть обычный наземный), действует тарифный план "90 минут". Его стоимость составляет 75 рублей, причем она действует полтора часа. Списание суммы происходит в два этапа:
- 50 рублей в метрополитене и его аналогах;
- еще 25 рублей - в момент оплаты услуг ТАТ.
Тариф подключается в автоматическом режиме и актуален в течение полутора часов при выполнении трех обязательных условий:
- Все действия, оцененные в 75 рублей, осуществляются за 90 минут.
- Каждая поездка оплачивается прикладыванием "Тройки" к соответствующему считывающему устройству.
- В стоимость входит 1 поездка на метро (и его аналогах - за вторую придется заплатить отдельно). Число поездок на ТАТ не лимитируется.
Пересадка внутри ТАТ в пределах ЕТЗ осуществляется бесплатно и без ограничений по количеству. Но при обязательном выполнении четырех дополнительных условий:
- Оплата производится "Тройкой" по любому из двух базовых тарифов - "Единому на 60 поездок" или "Кошельку" (для первого происходит списание 1 поездки, для второго списывается 50 рублей).
- Пересадки выполняются до истечения полутора часов с оплаты первой поездки, причем предусматривают смену маршрута. Повторный проезд по одному и том же маршруту - независимо от прошедшего времени - требует повторной оплаты.
- Любая поездка - до и после пересадки - оплачивается прикладыванием транспортной карты к валидатору.
- Опция бесплатных пересадок подключается посредством регистрации "Тройки" на официальном сайте или в приложении для мобильных устройств "Метро Москвы". Причем на подключение уходит 12 часов, что также нужно учитывать при планировании поездок по столице.
Бесконтактная оплата
В сегодняшних условиях большая часть платежей осуществляется бесконтактным способом - с применением мобильных устройств или банковских карт. Для этого используется специальная технология NFC.
Если платеж выполняется с помощью смартфона, требуется предварительно установить на него одно из приложений, поддерживающих функцию бесконтактной оплаты. Сейчас такая опция присутствует практически повсеместно, включая наиболее популярные и распространенные в России сервисы МИР Pay, Сбер Pay, Yandex Pay и т.д. Дополнительным условием беспроблемного проведения бесконтактных платежей выступает привязка смартфона к банковской карточке пользователя.
Стоимость поездки при бесконтактной оплате со смартфона составляет 56 руб. Для МЦД тариф действует в "Центральной" зоне. Поездка по зоне "Пригород" обойдется в 71 руб.
Face Pay
В октябре 2021 года для всех станций столичного метрополитена стал доступен еще один вариант платить за проезд бесконтактно - Face Pay, то есть с помощью биометрии. Он предусматривает совершение финансовой операции посредством распознавания лица пассажира. Сервис подключается добровольно. Больше сведений о нем можно узнать на официальном сайте Метро Москвы.
Стоимость проезда при оплате посредством Face Pay, равняется 46 руб. (самая низкая из возможных цена поездки). Для МЦД тариф традиционно делится по зонам: в "Центральной остается неизменным, в "Пригороде" увеличивается до 60 руб.
Мобильный билет
Дополнительный способ оплатить поездку в столичном метро и других видах общественного транспорта предусматривает использование СИМ-карты мобильного телефона. Он доступен абонентам Теле2 со сроком действия карты до 01.05.2025.
Чтобы воспользоваться этим способом оплаты, необходимо применение сервиса "Мобильный билет" (подробнее о подключении - на сайте или в приложении Метро Москвы). Стоимость проезда равняется 50 руб. Цена действует на метро и приравненные к нему виды транспорта. А также для поездок по "Центральной " зоне МЦД. Перемещение по зоне "Пригород" потребует несколько больших расходов, составляющих 65 руб. за поездку.
Можно ли рассчитаться в метро наличными?
На вынесенный в подзаголовок статьи вопрос можно дать однозначно положительный ответ. Но с одной принципиально важной оговоркой. Оплата поездки на метро наличными предполагает использование любой из многочисленных касс, которые установлены на всех станциях столичного метрополитена, монорельса, МЦД или МЦК.
Оплатить таким способом услуги наземного общественного транспорта не получится. Поэтому придется воспользоваться альтернативными вариантами, описанными ранее.
Льготные проездные
Правилами московского метрополитена предусмотрены четыре вида льготных проездных:
- Социальная карта москвича. Доступна для получения льготными категориями жителей Москвы. Предоставляет право на бесплатный проезд на любом общественном транспорте столицы (за исключением такси и маршрутных такси).
- Социальная карта студента. Доступна для приобретения учащимся вузов на разных видах подготовки (включая очный, вечерний, очно-заочный и полностью заочный). Срок действия проездного - месяц или три. Стоимость от 470 руб./1 340 руб. до 1 115 руб./3 200 руб. в зависимости от используемого транспорта и тарифной зоны. Бонусом становится скидка в размере 50% от стоимости поездки на пригородных поездах и МЦД (по "Центральной" тарифной зоне).
- Карта москвича для обучающихся. Схожий с предыдущим льготный проездной. Предоставляет те же льготы, но распространяется не более широкий круг обучающихся в вузах, ссузах и школах. Стоимость проездного аналогична предназначенному для студентов.
- Карта дружинника. Доступна для получения дружинниками. Предоставляет право бесплатного проезда на столичном общественном транспорте.
Штрафы
Проезд без оплаты по столице наказывается штрафом на сумму 2 тыс. руб. Если для оплаты используется чужая льготная карта или проездной, величина штрафа увеличивается вдвое и составляет 4 тыс. руб. Право на использование льготным проездным должно подтверждаться наличием соответствующего документа. Причем платить за другого человека нельзя.
Заключение
- Московское метро быстро развивается. В том числе - в части создания пассажирам более удобных и комфортных условий оплаты.
- Самое распространенное платежное средство - транспортная карта "Тройка". Она совмещает простоту получения с экономической выгодностью применения.
- Пресс-служба столичного метрополитена нередко заявляет об активном внедрении современных видов оплаты: от бесконтактных платежей до Face Pay.
В результате подобной политики руководства метро и города в целом поездки по Москве становятся удобнее для многочисленных жителей и гостей столицы.
Комментарии
3